Важно занть и понимать!

Рубрика "Важно знать и понимать"

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)

 Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — главная задача, которая стоит перед государством (ФГОС ДО).
 К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.
Категории детей с ограниченным здоровьем:
- с расстройством поведения и общения;
- с нарушениями слуха;
- с нарушениями зрения;
- с речевыми дисфункциями;
- с изменениями опорно-двигательного аппарата;
- с отсталостью умственного развития;
- с задержкой психического развития;
- комплексные нарушения.
На основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта возможно применение четырех типов программ обучения. Определение нужного варианта для учащихся происходит на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Для успешной реализации выбранной программы учитываются специальные условия, необходимые ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Предусматривается переход от одного варианта к другому по мере развития дитя. Такое действие возможно при соблюдении следующих условий: заявление родителей, желание ребенка, видимая положительная динамика в обучении, результаты ПМПК, а также создание необходимых условий образовательной организацией.
 Как быть родителям, у которых ребенок с ОВЗ? 
Получение такого вердикта приводит родителей в состояние беспомощности, растерянности. Многие пытаются опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге приходит осознание и принятие дефекта. Родители адаптируются и принимают разные позиции – от «Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной личностью» до «У меня не может быть нездорового дитя». Данные положения необходимо учитывать психологам при планировании коррекционной программы с детьми с отклонениями в здоровье. Родители должны знать правильные формы помощи своему ребенку, несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации, особенности развития.


ЗПР (задержка психического развития) 

      Прежде всего, необходимо разобраться, что такое задержка психического развития (ЗПР). В современной международной классификации болезней, принятой в России, такого диагноза мы не встретим, не встретим и в медицинской карте ребенка. Но это не значит, что его не существует.
     Родителям нужно знать, что задержка психического развития (ЗПР) относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. ЗПР характеризуется обратимостью многих расстройств, т.е. при продуманной реабилитационной и коррекционной работе прогноз развития ребенка относительно благоприятный.
Основные трудности, которые испытывают дети с ЗПР, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Необходимо также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления.
      Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. 
    Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе.
Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный.
     ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения
  У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление.
                                            Что необходимо сделать в первую очередь?
В первую очередь при подозрении на ЗПР родителям надо обратиться к неврологу и психиатру для уточнения диагноза, определения степени задержки, а также возможных причин и назначения лечения и дополнительных обследований при необходимости (например, электроэнцефалограммы). Следующим специалистом, к которому необходимо пойти, является дефектолог. Он поможет выбрать наиболее подходящие занятия или составит программу для занятий с ребенком в домашних условиях. При наличии речевых проблем также необходимо посетить логопеда. Не стоит забывать и о психологе, в его задачи входит работа с ребенком по преодолению эмоционально-волевой незрелости и введению в деятельность (например, ребенок в процессе занятий учится слушать и анализировать инструкции к заданиями и т.п.), по расширению кругозора, а также помощь родителям в выстраивании эффективного взаимодействия с ребенком.

Консультация: "В чем состоит помощь дефектолога ребенку с ЗПР?"

https://drive.google.com/file/d/1hhlZxvtf0WVzxDjq-SEftzQtaY3HTAhu/view?usp=sharing





4 комментария:

  1. Ирина, спасибо, что затронули очень щепетильную тему. Мы, родители, должны в первую очередь понимать и принимать наших детей, а не отрицать поставленные специалистами диагнозы. На своем примере подтверждаю, что первая реакция на подобный диагноз -это отрицание и нежелание его принять, но благодаря правильно подобранным словам педагогов и специалистов, мы постепенно меняем свою первоначальную позицию. Благодаря подобным разьяснениям и консультациям хочется действовать сообща с целью помочь ребенку. Спасибо за ваш труд!

    ОтветитьУдалить
  2. Нина, очень приятно читать ваш комментарий. Блог только развивается и еще много актуальных тем будут затронуты. Если есть предложения, обязательно пишите, не стесняйтесь. Буду рада помочь и пообщаться.

    ОтветитьУдалить
  3. Ирина, скажите есть ли у вас реальный опыт работы с детьми с ОВЗ или это просто интересная тема для вас и ничего более?

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Елена. Спасибо за вопрос.
    Конечно же у меня есть реальный опыт работы с детьми с ОВЗ. Я более 5 лет работала в группе компенсирующей направленности ЗПР, также имею опыт работы в группе компенсирующей направленности ТНР (ОНР1-3 уровней).
    Так что эта тема мне не просто интересна, но и очень близка. Более того с каждым днем она становится все актуальнее.

    ОтветитьУдалить

Теперь мы в Инстаграмм!

Замечательная новость! Теперь у нашего детского сада есть официальная страница в Инстаграмм! Переходите по ссылке и следите за жизнью детско...