Рубрика "Важно знать и понимать"
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — главная задача, которая стоит перед государством (ФГОС ДО).
К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в
развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ»
означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для
жизни и обучения.
Категории детей с ограниченным здоровьем:
- с расстройством поведения и общения;
- с нарушениями слуха;
- с нарушениями зрения;
- с речевыми дисфункциями;
- с изменениями опорно-двигательного аппарата;
- с отсталостью умственного развития;
- с задержкой психического развития;
- комплексные нарушения.
На основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта возможно применение четырех типов программ обучения.
Определение нужного варианта для учащихся происходит на основе
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Для успешной
реализации выбранной программы учитываются специальные условия,
необходимые ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Предусматривается переход от одного варианта к другому по мере развития
дитя. Такое действие возможно при соблюдении следующих условий:
заявление родителей, желание ребенка, видимая положительная динамика в
обучении, результаты ПМПК, а также создание необходимых условий
образовательной организацией.
Как быть родителям, у которых ребенок с ОВЗ?
Получение такого вердикта
приводит родителей в состояние беспомощности, растерянности. Многие
пытаются опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге приходит
осознание и принятие дефекта. Родители адаптируются и принимают разные
позиции – от «Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной
личностью» до «У меня не может быть нездорового дитя». Данные положения
необходимо учитывать психологам при планировании коррекционной программы
с детьми с отклонениями в здоровье. Родители должны знать правильные
формы помощи своему ребенку, несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации,
особенности развития.
ЗПР (задержка психического развития)
Прежде всего, необходимо разобраться, что такое
задержка психического развития (ЗПР). В современной международной классификации
болезней, принятой в России, такого диагноза мы не встретим, не встретим и в
медицинской карте ребенка. Но это не значит, что его не существует.
Родителям
нужно знать, что задержка психического развития (ЗПР) относится к разряду
слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное
место между нормой и патологией. ЗПР характеризуется обратимостью многих
расстройств, т.е. при продуманной реабилитационной и коррекционной работе
прогноз развития ребенка относительно благоприятный.
Основные трудности, которые испытывают
дети с ЗПР, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией
и обучением.
Объяснением этому служит замедление
темпов созревания психики. Необходимо также отметить, что у каждого отдельно
взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и
по степени проявления.
Наиболее ярким признаком ЗПР
исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе
говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить
себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания:
его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения
внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушение восприятия выражается в
затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно
узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе.
Если говорить об особенностях памяти у
детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше
запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный.
ЗПР нередко сопровождается проблемами речи,
связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого
развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера
основного нарушения
У детей с ЗПР наблюдается отставание в
развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время
решения задач на словесно-логическое мышление.
Что необходимо сделать в
первую очередь?
В
первую очередь при подозрении на ЗПР родителям надо обратиться к неврологу и
психиатру для уточнения диагноза, определения степени задержки, а также
возможных причин и назначения лечения и дополнительных обследований при
необходимости (например, электроэнцефалограммы). Следующим специалистом, к
которому необходимо пойти, является дефектолог. Он поможет выбрать наиболее
подходящие занятия или составит программу для занятий с ребенком в домашних
условиях. При наличии речевых проблем также необходимо посетить логопеда. Не
стоит забывать и о психологе, в его задачи входит работа с ребенком по
преодолению эмоционально-волевой незрелости и введению в деятельность
(например, ребенок в процессе занятий учится слушать и анализировать инструкции
к заданиями и т.п.), по расширению кругозора, а также помощь родителям в
выстраивании эффективного взаимодействия с ребенком.
Консультация: "В чем состоит помощь дефектолога ребенку с ЗПР?"
Консультация: "В чем состоит помощь дефектолога ребенку с ЗПР?"
Ирина, спасибо, что затронули очень щепетильную тему. Мы, родители, должны в первую очередь понимать и принимать наших детей, а не отрицать поставленные специалистами диагнозы. На своем примере подтверждаю, что первая реакция на подобный диагноз -это отрицание и нежелание его принять, но благодаря правильно подобранным словам педагогов и специалистов, мы постепенно меняем свою первоначальную позицию. Благодаря подобным разьяснениям и консультациям хочется действовать сообща с целью помочь ребенку. Спасибо за ваш труд!
ОтветитьУдалитьНина, очень приятно читать ваш комментарий. Блог только развивается и еще много актуальных тем будут затронуты. Если есть предложения, обязательно пишите, не стесняйтесь. Буду рада помочь и пообщаться.
ОтветитьУдалитьИрина, скажите есть ли у вас реальный опыт работы с детьми с ОВЗ или это просто интересная тема для вас и ничего более?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена. Спасибо за вопрос.
ОтветитьУдалитьКонечно же у меня есть реальный опыт работы с детьми с ОВЗ. Я более 5 лет работала в группе компенсирующей направленности ЗПР, также имею опыт работы в группе компенсирующей направленности ТНР (ОНР1-3 уровней).
Так что эта тема мне не просто интересна, но и очень близка. Более того с каждым днем она становится все актуальнее.